Сергей Ленс: ОС Android и образование: можно ли научить планшетом?

 
ОС Android и образование: можно ли научить планшетом?

О безграничных возможностях ОС Android написано сотни статей, начиная от умного дома и заканчивая не менее функциональными гаджетами будущего. Бывает, прочитаешь такую статью, почешешь затылок несколько раз и вздохнешь: «Ну да, звучит заманчиво, но как-то эпатажно и совсем уже маловероятно».

Другое дело — вечное «Учиться и еще раз учиться!», которое с появлением смартфонов и планшетов обрело новые, порой неподвластные человеческому воображению формы. О них то мы сегодня и поговорим.

В свободное время я часто копаюсь в Google Play, однако каждый раз не перестаю удивляться тому, сколько новых и полезных приложений появляется в разделе «Образование». Иностранные языки и ПДД, таблица умножения и карта звездного неба, каталог растений Европы и мобильная Википедия — все это поистине впечатляет и наводит на кое-какие размышления.

Android поможет россиянам улучшить свои знания? А что, вполне возможно — скажете вы. И я уже готов согласиться с вами,

если бы не одно но...

Применение IT-технологий в учебном процессе уже давно и весьма активно внедряется во многих школах и ВУЗах мира. Правда, для очного и дистанционного обучения там активно используются iPadы и Android-планшеты, а также разработанные для конкретных предметов программы.

США. В американском городе Финикс (штат Аризона) уже свыше 20 лет работает программа дистанционного обучения. В настоящий момент слушателями онлайн-курсов, позволяющих изучать школьные предметы прямо с экрана планшета, являются около 3500 человек и эта цифра постоянно растет. Так, в прошлом году 16-летней ученице Мелоди Киршберг пришлось оставить школу из-за проблем со здоровьем. Перейдя на дистанционное обучение, Мелоди успешно закончила школу и теперь готовится к поступлению в колледж.

Таиланд. Правительство Таиланда потратило 32,8 миллиона долларов для покупки Android-планшетов, которые будут активно использоваться в образовательных целях. Всего было куплено 400 000 планшетов Scopad SP0712, цена одной таблетки составила $81.

Индия. Похожая ситуация наблюдается в еще одной азиатской стране — Индии, правительство которой закупило полмиллиона дешевых планшетов Aakash по привлекательной цене $35. Хочу отметить, что таблетки эти поставляются с предустановленной ОС Android 4.0, имеют 1 Гб оперативной памяти и неплохой 7-дюймовый дисплей.

Великобритания. В лондонской больнице St. Mary’s Hospital для обучения студентов-медиков используется виртуальный операционный стол на платформе ОС Android, аналогов которого нет в Европе. Устройство имеет такие же размеры, как и обычный стол для проведения операций. На экране «гигантского планшета» отображается тело человека в 3D разрезе, позволяющее увидеть отдельный орган целиком и даже произвести «виртуальное» вскрытие.

Шотландия. Мобильные устройства и планшеты на базе ОС Android весьма активно используются в системе образования Шотландии. Цифровые технологии воплощают в жизнь более 20 школ страны, отмечает организация Education Scotland.

Россия. В настоящий момент проект «Образование» является одним из наиболее приоритетных проектов развития РФ в ближайшие годы. Важное место в рамках проекта отводится использованию передовых технологий в российской системе образования.

15 мая во Владимирской области был представлен проект LMS «Школа». В настоящий момент он активно внедряется в ряде общеобразовательных школ России, суворовских и кадетских училищах. Преимуществами данной системы являются:

  • Простота в управлении;
  • Универсальность (работает как на обычном ПК под управлением Windows, так и на Android-планшетах и iPad);
  • Информативность;
  • Экономия времени;
  • Универсальность;
  • Доступность

 

На деле все это выглядит следующим образом. Данные о каждом ученике (поступление, выбытие, личное дело, социальная карта) заносятся в электронную базу, формируется структура школы, ведется учет посещаемости и успеваемости. Также благодаря системе LMS «Школа» родители смогут контролировать оценки своих любимых чад в домашней обстановке. В свою очередь, учителя смогут организовать свое тематическое планирование на день, неделю или месяц в электронном виде, формировать отчетность и видеть итоговые показатели каждого ученика по предмету.

Android поможет россиянам улучшить свои знания? А что, вполне возможно — скажете вы. И я уже готов согласиться с вами, если бы не одно но...

Во-первых, минус такой системы образования (не суть важно, работает ли она с Android или с iOS) заключается в ее казалось бы неоспоримом плюсе — информативности. Как уверяют разработчики проекта, LMS «Школа» успешно апробирован на непосредственных участниках учебного процесса в возрасте от 21 до 60 лет. К сожалению, лично я никоим образом не могу представить себе учителя предпенсионного возраста, обучающего ораву вооружившихся планшетами школьников. А таких учителей в школах — каждый второй. Здесь и зарыта первая проблема. Глубоко зарыта, но решать ее нужно немедленно.

Во-вторых, минусом электронного обучения (имею в виду не только проект LMS «Школа», но и саму систему взаимодействия учитель с планшетом/ученик с планшетом) является фрагментация ОС Android. Я очень люблю работать с ОС Android, но давайте объективно смотреть на то, что происходит в среде мобильных платформ. На сегодняшний день iOS 5 установлена почти на всех i-устройствах. В то же время, у ОС Android около десяти различных версий, которые вроде и работают неплохо, но поддерживают далеко не все приложения. То есть, безусловно, Google днем и ночью работает над улучшением внутренней составляющей ОС Android, однако большинство пользователей месяцами ждут своего обновления. Говоря «обновление», я не имею в виду новый дизайн Google Mail или обои для рабочего стола — речь идет об API. А это, друзья, действительно имеет значение. Многие обучающие программы могут великолепно работать на одних версиях ОС, но некорректно запускаться на других. Таким образом, даже если представить себе фантастическую ситуацию, что уже 1 сентября 2012 года школьники забросят рюкзаки и придут в школу с планшетами, они все равно будут плохо взаимодействовать друг с другом. Выход один — последовать примеру Индии или Таиланда и закупить всем ученикам одинаковые «таблетки».

В-третьих, во все века образование в нашей стране страдало (и страдает) от недостатка финансирования. Для приобретения минимального пакета LMS «Школа» учреждению понадобится почти 311 000 рублей, тогда как комплексное оснащение школы обойдется уже в 2 877 705 рублей (информация взята на официальном сайте LMS «Школа»). Казалось бы, мелочь для бюджета огромной страны, но ведь школ России немало! Как вариант, можно найти щедрого спонсора, однако сделать это не так и просто, да и приобщаться к новым технологиям захочет далеко не каждый директор.

Таким образом, любое Android-устройство сегодня можно превратить в великолепный учебник по химии, самоучитель по английскому языку или атлас по географии. Возможностей у современных школьников появилось намного больше, однако вынуждены констатировать: качество знаний по-прежнему оставляет желать лучшего. Во многих странах мира активно внедряются десятки образовательных проектов. Очень здорово, что такие существуют и в нашей стране. В сложившейся системе образования все средства хороши, однако личность учителя, его умение и профессиональные навыки (не важно, держит ли он в руках планшет или обычную указку) по-прежнему являются первоначальными в учебном процессе любого государства и школы.

Комментарии